Как арендовать торговую площадь
Каждому сметливому предпринимателю очевидно: самое лучшее помещение для ведения бизнеса – ваше собственное. Но далеко не всегда стартовый капитал позволяет купить торговую площадь, а в крупных торговых центрах и вовсе доступна только аренда. Значит, придется арендовать помещение, и крайне важно – сделать это правильно.
Поиски собственника
Если позволяют финансы, возможно взвалить поиски собственника площади на добросовестное риэлтерское агентство. За добросовестность, правда, придется заплатить комиссионные, достигающие порой заоблачных цифр. Плюс такого подхода – свободное от самостоятельных поисков время, которое можно уделить бизнесу, минусы – бьет по карману.
Можно заняться поисками самому: будучи внимательным и осторожным, наверняка удастся подобрать оптимальный вариант без помощи посредника. Искать помещение можно следующим образом:
1. просмотреть бизнес-проспекты или газеты объявлений;
2. воспользоваться порталами бизнес-объявлений в сети Интернет;
3. обратиться на сайты городских администраций;
4. прямым поиском – обойти приглянувшийся район и собрать информацию о сдающихся в аренду помещениях.
В арендном договоре будут указаны все условия съема площади под аптеку: арендодателем будет являться собственник, арендатором – компания или предприниматель, организующие в этом месте свой бизнес. Все документы, подтверждающие правомочность ведения бизнес, а также право собственности владельца помещения, либо доверенность на передачу в аренду, должны быть тщательно проверены обеими сторонами.
Если у помещения несколько владельцев – каждый из них обязан дать письменное согласие на сделку, иначе договор может быть расторгнут судом, а арендатор – совершенно неожиданно остаться без крыши над головой.
Нюансы арендного договора
Аптечный бизнес довольно специфичен, поэтому скачанный из интернета типовой договор может выйти боком предпринимателю: чем подробнее и детальнее будет составлен договор, тем благополучнее будет аренда.
Сделка аренды, в договоре которой не прописаны особенности помещения, может быть расторгнута в судебном порядке.
Отдельное внимание следует уделить таким важным условиям договора как:
1. срок действия: большинство собственников предлагают сделки на год с дальнейшим продлением, но оформление договора на многолетнюю аренду занимает два дня, а от головной боли избавляет надолго;
2. ежемесячная стоимость аренды: пропишите детали, по типу «Арендодатель не может увеличить размер арендной платы чаще, чем один раз в год»;
3. способы оплаты аренды (наличные, банковский счет и т.д.);
4. оплата коммунальных платежей;
5. условия ремонта арендованной площади: кто финансирует ремонт, насколько вольно может действовать арендатор;
6. порядок компенсации в случае нарушения условий сделки;
7. условия и порядок расторжения договора.
Прописать в договоре всевозможные ситуации, подумать обо всех проблемах и трудностях заранее – просто невозможно. Но к составлению договора обязательно нужно подходить ответственно и скрупулезно, чтобы обезопасить свой аптечный бизнес от неприятностей в чужом помещении.
Случается, что в дело вмешивается третья сторона, пытающаяся выкупить помещение под аренду у собственника. Расторгать сделку в одностороннем порядке нельзя. Если компромисса путем переговоров не достигнуть – пока срок действия договора не истек, суд, скорее всего, будет на стороне арендатора.
Субаренда помещения
Договор субаренды актуален для бизнеса, ведущегося в крупных торговых центрах, и имеет некоторые нюансы:
1. арендный договор, заключенный владельцем помещения и его арендатором должен отдельным пунктом разрешать субаренду;
2. условия субаренды также прописываются в главном арендном договоре: если этого нет, потребуется письменное согласие собственника на договор субаренды с указанными условиями.
Копии всех этих документов прикладываются к основному пакету при лицензировании аптеки.
Работа с помещением
Редко арендуемое помещение подходит под отраслевые стандарты аптечного дела: скорее всего, работы по его адаптации лягут на предпринимателя. Затевая ремонт на чужой площади, нужно помнить о нескольких вещах.
Во-первых, без разрешения собственника можно проводить только такие изменения, которые не приносят ущерба помещению, могут быть отделены от него.
Во-вторых, имея разрешение собственника на неотделимые от помещения улучшения, можно ожидать финансовой компенсации.
В-третьих, если вы добились разрешения от собственника, чего не прописано в вашем договоре, это изменение нужно оформить отдельным документом-соглашением. Это касается также любых других правок договора, например увеличения арендной платы.
Арендовать помещению под торговое помещение самостоятельно вполне возможно, главное – внимание к деталям, тщательная проверка документов и осторожность в заключении сделок.