Кто делает регистрацию по месту жительства
Процедура прописки по месту жительства достаточно простая и производится в короткие сроки. Каким образом быстро оформить постоянную регистрацию, куда обращаться за этой услугой, рассмотрим в данной статье.
Как оформить прописку?
Процедура оформления регистрации граждан по месту жительства – это действие, которое заключается в уведомлении государственных органов о месте своего постоянного проживания.
В соответствии с законом, установлен срок, в течение которого физическое лицо обязано встать на учет.
Данная услуга предоставляется в следующих государственных учреждениях:
- федеральной миграционной службе (ФМС);
- многофункциональных центрах (МФЦ «Мои документы»);
- в паспортных столах УК, ТСЖ и т.д.
Непосредственно постановку на регистрационный учет осуществляют сотрудники миграционной службы, а другие учреждения могут лишь принимать заявления от граждан и направлять их в службу.
Порядок проведения постановки на учет регулируется определенными нормативно-правовыми актами:
- Постановлением Правительства №713 от 17.07.1995;
- Административным регламентом, утверждённым Приказом федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года.
Важно знать, что регистрация по месту жительства должна быть совершена в течение 7-дневного срока после переезда в новое место проживания. Если этот срок не будет соблюден, то лицо может быть привлечено к ответственности по закону.
Если процедура прописки выполняется самостоятельно заявителем, то она обойдется абсолютно бесплатно.
Если заявитель является собственников квартиры, то с пропиской не должно возникнуть каких-либо сложностей. В остальных случаях на прописку в жилом помещении необходимо получить согласие владельца жилья. Кроме того, правила проведения процедуры требуют личного присутствия собственника при подаче документов.
Для оформления регистрации необходимо выполнить следующие действия:
- предварительно сделать запись на прием в миграционную службу или в порядке живой очереди обратиться в МФЦ или паспортисту управляющей компании;
- подготовить необходимый комплект документов;
- заручиться согласием собственника квартиры (если заявитель не является собственником) и обеспечить его присутствие при подаче заявления;
- отдать документы на проверку сотруднику регистрационной службы;
- получить расписку о приеме бумаг, в которой указана дата получения результата услуги. Также у заявителя изымается подлинник паспорта для простановки в нем штампа о регистрации;
- в назначенную дату прийти на личный прием в отделение, где подавались документы и получить назад паспорт.
Помимо самого заявителя, который хочет оформить постоянную прописку, данные действия может совершить его представитель по доверенности. Для чего нужно обратиться к нотариусу.
Требуемые документы
Согласно пункту № 26 вышеназванного Регламента, в ФМС для прохождения регистрации необходимо предоставить следующий комплект бумаг:
- заявление по установленной форме (Образец заявления по форме №6);
- паспорт РФ (иной документ, удостоверяющий личность заявителя);
- письменное согласие собственника жилого помещения и всех прописанных лиц, достигших совершеннолетия;
- согласие нанимателя и всех членов семьи (если жилье муниципальное);
- правоустанавливающие документы на жилплощадь (выписка из ЕГРН, договор социального найма).
Документы, подтверждающие законность проживания в жилье, могут не подаваться, но в данном случае их самостоятельно запросит миграционная служба в порядке межведомственного взаимодействия (в службе Росреестра или в администрации). При этом срок процедуры регистрации по месту жительства гражданин может быть несколько увеличен.
Куда обратиться за подачей заявления
Подать заявление и приложения к нему допускается как на личном приеме, так и иными способами:
- С помощью официального интернет сайта Госуслуг;
- Почтовым отправлением (заказным письмом с уведомлением о вручении).
Разумеется, в почтовое отправление не следует вкладывать подлинник паспорта РФ и оригиналы документов на квартиру. Достаточно вложить в письмо заверенные копии бумаг.
После проверки документов, нужно прийти в назначенное время в отделение миграционной службы, сотрудники которого выполнят все оставшиеся необходимые регистрационные действия.
В ходе проведения регистрационного учета через Госуслуги нужно предварительно завести личный кабинет на портале, после зайти в рубрику «Регистрация граждан» и заполнить открывшуюся форму. Далее потребуется загрузить сканы документов в электронной форме.
Личное посещение с подлинниками бумаг также является обязательным требованием процедуры. Об успешном завершении проверки заявитель может узнать с помощью уведомления, которое направляется ему по электронной почте или смс.
Для подачи оригиналов документов заявителю отводится срок в три дня. Если бумаги не предоставлены в регистрационный орган, заявителю потребуется заново подавать заявку.
Сроки выдачи
Для осуществления процедуры постоянной регистрации по месту проживания гражданам РФ не нужно уплачивать госпошлину.
Сроки оформления следующие:
- три-пять дней с момента подачи бумаг в регистрационную службу;
- не более 7 дней со дня приема документов, если заявитель предоставил неполный комплект документов, а правоустанавливающая документация будет самостоятельно запрашивать ФМС в Росреестре или местной администрации.
Следует учитывать, что выполнение постановки на учет посредством почты РФ или с помощью интернет-портала Госуслуг потребует более длительное время – около 5-7 дней.
В каких случаях в регистрации может быть отказано?
Отрицательный результат обращения в регистрационный орган за прохождением постановки на учет по месту жительства возможен по следующим причинам:
- предоставлены неполные либо недостоверные данные;
- допущены исправления, неточности в заявлении;
- паспорт заявителя просрочен.
В действительности зарегистрироваться по новому адресу после смены квартиры довольно просто, в случае затруднений необходимо обратиться за консультацией к сотруднику ближайшего отделения «Мои документы» или паспортисту в ЖЭК.
В настоящее время в МФЦ нет огромных очередей, как в паспортно-визовых службах МВД в прежние времена.
Административный регламент устанавливает, что каждый заявитель должен быть обслужен в течение 10-15 минут. Информационные стенды в МФЦ либо другие источники информации содержат актуальные и полные сведения, которые необходимы для получения услуги по регистрации.
Чем отличается регистрация от прописки смотрите здесь.