Как прописаться на даче
Порядок осуществления прописки в домах, находящихся в садовых и огородных земельных участках, изменился после принятия ФЗ от 29 июля 2017г. № 217 “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд”.
Данный закон отменил ранее действующий Закон РФ от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан». Такое понятие, как дача больше не применяется.
В данной статье рассмотрены такие вопросы, как порядок регистрации на даче по действующему законодательству, какие особенности необходимо учесть.
Новый закон
ФЗ от 29 июля 2017г. вступил в силу с 1 января 2019 года. С этого срока перестали существовать ДНТ (дачные некоммерческие партнерства), товарищества и кооперативы.
В садоводствах допускается строительство садовых домов, жилых домов и хозяйственных построек.
Вступивший в силу закон отменил «дачные» участки, при этом оставил лишь садовые и огородные.
Важно понимать, что на садовых наделах в настоящее время можно возвести жилой дом, в котором можно зарегистрироваться по месту жительства, т.е. на постоянной основе.
Условия регистрации на даче
Регистрация – это прописка по месту проживания либо временного пребывания. Прописаться по месту жительства обязаны все владельцы жилья и проживающие в помещениях жильцы.
До принятия ФЗ № 217 жилыми домами считались только объекты недвижимости, которые размещены на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).
Поскольку дачи имели правовой статус временного жилья, размещенных в ДНТ и СНТ, то оформить регистрацию там было нельзя.
После января 2019 года произошли следующие изменения:
- на законодательном уровне были разграничены понятия земель для ИЖС, а также садовых и огородных участков;
- строительство домов для временной или постоянной прописки возможно на участках для ИЖС и садоводческих территориях (назначения земель указывается в правоустанавливающей документации);
- огородные земли предусматривают сооружение только хозяйственных строений, прописка в них не допускается;
- оформленная ранее регистрации сохраняется.
Важно знать, что возведенный до принятия нового закона дом может быть переведен в жилой. Изменение его статуса возможно, если на участок оформлено право собственности, и здание соответствует действующим строительным нормам и правилам.
Для оформления прописки, даже если земля предоставлена под ИЖС или ведения садоводства, необходимо, чтобы постройка соответствовала требованиям, содержащимся в ФЗ от 29.07.2017г., ГрадК РФ, Жилищном кодексе РФ:
- земельный участок должен находиться в пределах населенного пункта;
- в документах на землю должна быть прописана категория участка «земли поселений» или «земли с/х назначения»;
- постройка должна отвечать определенные параметрам, предъявляемым к жилым домам (высота не более 20 м., этажность не более трёх этажей);
- в доме может проживать только члены одной семьи, раздел объекта на несколько квартир запрещено;
- у объекта недвижимости должен быть присвоен адрес, который утверждается местной администрацией;
Регистрация возможна только в доме, который введен в эксплуатацию. Для чего выдается акт о вводе специально сформированной приемочной комиссией. К дому должны быть подведены инженерные коммуникации – водоснабжение, отопление, канализация, энергоснабжение, газ и т.д.
Подтверждение законности возведения дачи
Разумеется, необходимо подтвердить законность предоставления земли и постройки жилого дома.
В соответствии с законодательными нормами возможны следующие варианты удостоверить легальность строительства дачи или жилого дома:
- Узаконить объект недвижимости по «дачной амнистии», согласование самовольной постройки с помощью органов местного самоуправления или через суд;
- Выделение земельного участка под индивидуальное строительство либо садоводство, направление извещения в муниципалитет о начале строительных работ и их окончании;
- Смена назначения земли с огородного на садовый, после чего можно узаконить построенный дом.
После того, как все условия выполнены и дачная постройка узаконена, для прописки понадобится правоустанавливающая документация. В настоящее время для подтверждения права собственности на объект недвижимости их владельцам выдается выписка из Росреестра. Ранее правоподтверждающим документов служило свидетельство о государственной регистрации.
На земельных участках, не предоставленных для садоводства, других кооперативах, могут возникать сложности при согласовании самовольной постройки. Поскольку документов на такие участки у владельцев скорее всего не имеется, то подтверждение законности возведения объекта нужно будет через суд.
Прежде всего нужно выполнить кадастровый учет участка, получить техплан. Для составления данный документов необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Как зарегистрироваться на даче?
В случае соответствия земельного участка и строения вышеуказанным условиям, то регистрация производится в установленном порядке.
При этом нужно руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713″Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства».
Чтобы прописаться по месту постоянного жительства на даче, необходимо подготовить следующие документы для подачи в ФМС:
- Паспорт заявителя;
- Заявление владельца дома о выполнении регистрации;
- Письменное согласие всех прописанных лиц на вселение других жильцов;
- Документы, удостоверяющие личности всех регистрируемых лиц (в отношении детей предоставляется свидетельство о рождении);
- Документы на участок земли, в которых указана его категория и вид разрешенного назначения, которые допускали бы регистрацию;
- Правоустанавливающие бумаги на дачный дом или другое строение.
Заявление на осуществление прописки должно быть составлено по установленной форме (№ 6). Его подписывает гражданин, регистрируемый в жилом помещении.
Если земельный надел и дача располагаются в садоводческом кооперативе, то не требуется получать согласие от правления и других членов СНТ. В правление кооператива придется обращаться только в случае узаконения самовольной постройки, выполнения межевания и кадастрового учета.
Если гражданин желает оформить временную регистрацию на даче, то список документов будет аналогичным. В заявлении следует в этом случае указать срок, на который прописывается жилец.
Постоянная прописка оформляется на бессрочной основе.
Сроки процедуры регистрации в дачном доме
Заявление на регистрацию можно подать с помощью многофункционального центра (МФЦ), а также через официальный сайт Госуслуг.
Список необходимых бумаг при этом не меняется, но может быть увеличен срок оказания услуги по регистрационному учету.
Регистрация через миграционную службу | паспорт с отметкой о прописке выдается через 5 дней |
Если документы поданы посредством МФЦ (отделение «Мои документы») | Срок предоставления гос. услуги также составляет около 5 дней, при этом потребуется время на пересылку бумаг из ФМС |
в случае подачи заявления через портал Госуслуг | заявителю на электронную почту направляется сообщение, в котором указывается дата получения результата услуги |
При временной прописке срок оформления документов составит 3 дня, плюс еще 4 дня на пересылку в МФЦ.
С 2018 года изменен перечень документов, которые выдаются после завершения прописки. Гражданин может получить только свидетельство о регистрации по месту жительства или аналогичный документ о регистрационном учете по месту пребывания. Также в паспорте будет сделана отметка с указанием адреса прописки, срока ее оформления и действия.
Нужно ли платить госпошлину
Регистрационный учет на даче или другом жилье производится безвозмездно. Государственная пошлина за прописку не взимается.
После осуществления необходимых действий и получении паспорта, дачный дом может быть использован также, как и любой иной жилой объект недвижимости.
Список документов для временной прописки в частном доме смотрите в статье: регистрация в частном доме.