Заявление в ТСЖ: правила написания
В случае недовольства собственников жилых помещений многоквартирного дома деятельностью ТСЖ либо они желают обратиться с требованием или предложением по улучшению качества обслуживания общего имущества дома, то они должны направить свое заявление письменно. Не следует обращаться в правление товарищества в устной форме, так как такие заявки могут быть проигнорированы органом руководства или просто забыты.
Вследствие чего, необходимо знать, каким образом грамотно написать заявление, куда его подавать, а также знать о сроках ответа и последствиях такого обращения.
На чье имя составляется?
Состав ТСЖ может насчитывать множество работников, в руководство могут входить такие органы управления, как председатель, правление, управляющий, их заместители, особенно, если данная некоммерческая организация управляет не одним, а несколькими многоквартирными домами. Кому же подавать составленной заявление и на имя кого его написать?
Заявление должно быть составлено на имя председателя товарищества собственников жилья, поскольку он является непосредственным органом управления этого объединения граждан, а его полномочия закреплены в Уставе организации.
Отдать документ можно лично на приеме в офисе ТСЖ, через общий отдел. Желательно сделать копию заявления и поставить на ней отметку о вручении (дата, подпись секретаря).
По каким вопросам
Основания обращения жильцов в ТСЖ с заявлениями могут быть самыми различными. Как правило, заявки пишутся для того, чтобы решить какие-либо вопросы по содержанию имущества многоквартирного дома, устранить дефекты либо ликвидировать экстренную ситуацию.
Поскольку конфликтные ситуации жильцов с товариществом происходят нередко, можно отметить ключевые вопросы, по которым собственники жилья обращаются со своими заявлениями в руководство:
- Протечка крыши. В заявлении нужно указать о местах затопления, его причины (когда они известны заявителю), написать о просьбе устранить протечку в конкретные сроки.
- Затопление жилого помещения соседями сверху. Обращение содержит предположительные причины потопа, по чьей вине произошла аварийная ситуация (номер квартиры сверху), какие были предприняты действия, точно описать причиненный ущерб жилью (рекомендуется сделать фотографии повреждений, они могут понадобится в дальнейшем при проведении экспертного отчета о стоимости восстановительного ремонта квартиры).
- Опломбирование счетчиков воды или электросчетчиков. Установка пломб на учетные приборы является обязанностью товарищества. Но не во всех случаях такие мероприятия выполняются вовремя. Для того, чтобы пломбы на приборы учета были установлены в короткие сроки, рекомендуется составить коллективное заявление, которое подпишут несколько владельцев квартир. В тексте заявления нужно отразить требование о пломбировке для правильного учета объема потребляемых коммунальных ресурсов.
- Установка, перестановка мусорных контейнеров. Часто жалобы владельцев жилья в доме связаны со слишком близким размещением мусорных баков к окнам жилых помещений. В результате жильцы могут ощущать посторонние запахи, что является недопустимым по санитарным нормам. В обращении необходимо четко указать на суть проблемы и требование о переносе мусорных контейнеров.
- Отсутствие отопления. В случае, когда в квартире нет отопления, но это не связяно с завершением отопительного сезона или проведением ремонта инженерных сетей, то следует обращаться в ТСЖ с коллективным заявлением. Нужно указать сроки отсутствия отопления, а также потребовать перерасчета оплаты за тепло.
Важно понимать, что причин для обращения в товарищество собственников недвижимости может быть масса, т.к. руководство данной организации, как и руководство управляющих компаний, не всегда своевременно и надлежащим образом исполняют свои функции.
Кто может подать?
Написать такой документ могут собственники жилых помещений дома, которым управляет данное товарищество. В случае обращения в правление ТСЖ по вопросам содержания общего имущества дома, то желательно писать коллективное заявление, под которым подпишутся несколько владельцев квартир.
Содержание документа
Заявление в ТСЖ составляется в произвольной форме. Несмотря на то, что установленных правил составления таких обращений нет, для получения благоприятного исхода и выполнения требований, содержащихся в заявлении, нужно указывать в нем следующие пункты:
- Указать куда подается заявление – наименование, адрес товарищества собственников жилья, Фамилия, инициалы председателя. Также указать от кого подается документ – личные данные заявителя (Ф.И.О., место жительства, контактный телефон, электронная почта (при наличии).
- Наименование документа по центру листа под шапкой («Заявление»).
- «Тело документа». Здесь указывается суть требований жильца. Важно точно сформулировать свои просьбы, без лишней воды. Если владельцы жилья обращаются с требованием устранения конкретных дефектов, то следует описать их местонахождение.
- Дата, подпись заявителя. Если подается заявление обращение, то подписываются все заинтересованные заявители.
Важно! К документу прикладываются все подтверждения содержащихся в заявлении требований. Например, могут быть приложены фотофиксации определенных неполадок, протечек и т.д. Они перечисляются в конце документа по порядковым номерам.
Последствия выхода из ТСЖ для собственников квартир, читайте в статье: выход из ТСЖ.
Как правильно написать?
Заявление необходимо составить в письменном виде от руки или с помощью компьютера. Стиль документа – официальный. Нельзя употреблять в нем жаргонные выражения или простонародную лексику, оскорбления. В случае нарушения правлением или председателем своих полномочий, невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей, необходимо сослаться на нормы законодательства.
С заявления нужно сделать ксерокопию. Первый экземпляр документа подается в правление товарищества, на втором делается отметка о вручении, она послужит для подтверждения обращения в руководство некоммерческой организации с обращением.
В качестве примера можно привести следующее заявление жильца ТСЖ о протечке:
- Указываем в шапке обращения. Пример: в правление ТСЖ «Ленина, 27» г. Ярославль, ул. Ленина, д.27, Тихомирову А.Н. от Бедарева М.О, проживающего по адресу: г. Ярославль, ул. Ленина, д. 27, кв. 6, номер телефона: 8-930-104-67-34.
- В основной части документов в этом случае необходимо указать о факте выявления протечки. Например: «Во вторник 06.05.2020 г. в 11:30 я обнаружил протечки крыши в своей квартире № 6 по адресу: г. Ярославль, ул. Ленина, д. 27. Место данной протечки – угол комнаты, прилегающей к фасаду дома».
- После чего указываются повреждения протечки. например: «В результате этой протечки в комнате был причинен ущерб покрашенному потолку (площадь ущерба 1,5 кв. м.); повреждены обои на стенах, по причине попадания воды сломался телевизор. Протечка произошла по вине ТСЖ».
- Далее необходимо сослаться на нормы законодательства, согласно которым нарушены права жильца, и указать, что товарищество должно предоставлять качественные услуги по обслуживанию многоквартирного дома. Например: «ТСЖ «Ленина, 27» как исполнитель коммунальных услуг по содержанию общего имущества дома должно оказывать потребителям услуги надлежащего качества. В результате затопления услуги содержания многоквартирного дома предоставляются с нарушениями (в соответствии со ст.4 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» и статьи 10 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491).
- В последнем предложении излагается суть требований заявителя. К примеру: «Согласно статье 4 Закона «О защите прав потребителей», а также статьям 41-42 Постановления Правительства № 491, требую безотлагательно принять меры по ликвидации протечки в течение 3-х суток и выполнить ремонтные работы в квартире, поврежденной по причине протечки».
- Также можно указать на предпринимаемые действия, если ТСЖ своевременно не предпримет работы по устранению протечки. Например: «При отказе «ТСЖ «Ленина, 27» от устранения недостатков, я вынужден буду обратиться в жилищную инспекцию с жалобой, а также в суд за защитой своих прав (взыскание возмещения ущерба и неустойки).
- Следует помнить, что помимо самого заявления можно приложить доказательства факта протечки (фотографии повреждений, отчет оценочной организации о стоимости восстановительного ремонта). Список приложений необходимо указать в конце заявления.
Куда подавать
Заявление в ТСЖ подается несколькими способами:
- Лично председателю или его секретарю;
- Почтовым отправлением (заказанным письмом с уведомлением);
- по электронной почте.
Рекомендуется использовать 1-й способ (лично), поскольку почтовое отправление может занять продолжительное время. Направление обращения по электронной почте также не лучший вариант, т.к. такие заявки не фиксируются в журнале товарищества, и ответа может не поступить.
Как и во всех юр. лицах, в товариществах собственниках жилья нужно контролировать документооборот, следить за тем, чтобы ответы на обращения граждан выполнялись вовремя.
Если в приеме отказано
Если заявление не принимают в ТСЖ, то собственнику жилого помещения в доме необходимо обращаться с жалобой в надзорные органы:
- В Жилинспекцию. В эту структуру следует обращаться по вопросам невыполнения товариществом своих обязанностей.
- Органы прокуратуры. Жалоба в этот правоохранительный орган на ТСЖ пишется, если оно допустило какие-либо грубые нарушения законодательства (например, денежные средства жильцов растрачены на цели, не связанные с деятельностью ТСЖ).
- Суд. Исковое заявление в суд допустимо в случаях, когда предыдущие обращения в различные инстанции не привели к положительному результату.
Правильно составленное заявление не является гарантией разрешения проблемной ситуации, но намного увеличивает вероятность получения благоприятного исхода. В любом случае, заявителю должно быть предоставлен аргументированный ответ в письменной форме на его заявление.
Об обязаннстях управляющего в ТСЖ по должностной инструкции, читайте здесь.