Как зарегистрироваться в квартиру
Для прохождения процедуры регистрационного учета в квартире, необходимо обратиться в отделение миграционной службы или в многофункциональный центр. Кроме того, следует предоставить документы, подтверждающие законное основание для проживания на жилплощади (выписку из ЕГРН, договор социального найма или договор аренды).
После подачи необходимых документов, заявителю спустя примерно 5 дней выдается паспорт РФ, содержащий отметку о произведенной регистрации. Перечень документов для прописки зависит от вида жилого помещения (муниципальная собственность или частная), а также от того, какой статус имеет вписываемое лицо (владелец квартиры, член семьи, иное физическое лицо), а также имеет ли человек российское гражданство.
В данной статье рассмотрим вопросы, каким образом осуществляется процедура прописки в квартиру, список необходимой документации для этого, а также обязательно ли требуется регистрироваться после приобретения жилого помещения.
Регистрация – это факт удостоверения государством его адреса проживания. Каждый гражданин, в соответствии с законом, обязан прописаться по месту жительства в течение семи дней после выписки из прежнего места проживания.
Если гражданин в установленный срок не прошел процедуру постановки на учет, то ему грозит привлечение к административной ответственности (согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ штраф достигает 5 тыс. рублей).
Документы для прописки
Согласно нормам действующего законодательства, возможна регистрация по новому адресу, как без предварительной выписки из старого места проживания, так и с ней. Если выбран первый способ, то ФМС самостоятельно осуществит выписку гражданина с прежнего адреса. Служба уведомляет паспортный стол по старому месту проживания о снятии заявителя с учета.
Для регистрации в новую квартиру, необходимо подготовить следующие бумаги:
- Заявление от лица, который прописывается. Бланк заполняется по типовой форме о прописке (форма №6) можно получить у сотрудника, который принимает бумаги [Образец заявления]. В случае, если сразу же осуществляется прописка и выписка, то заявка составляется в полном объеме, т.е. с оборотным листом, где заполняются сведения о снятии с учета.
- Паспорт заявителя (оригинал). Для регистрации нужно предоставить подлинник документа, он берется у заявителя на срок проведения процедуры (чтобы поставить штамп в него). В отношении малолетних (до 14 лет), подается свидетельство о рождении, т.к. паспорта у них еще нет.
- Выписка из ЕГРН (в отношении приватизированной квартиры). Она служит подтверждением права собственности на жилье. Ее можно заказать в отделении Росреестра или в МФЦ. За выдачу выписки в бумажном виде с физических лиц берется госпошлина в размере 460 руб.
- Договор социального найма (в отношении муниципального жилья).
- Согласие собственника жилого помещения. Владелец жилья должен лично присутствовать во время подачи заявления и иметь с собой документ, удостоверяющий личность. Если жилье в частной собственности, то все владельцы присутствуют при подаче заявления для оформления регистрации в квартиру. Если постановка на учет производится в муниципальное жилье, то необходимо письменное согласие всех прописанных лиц (за исключением несовершеннолетних). Помимо того, для муниципальной собственности нужно разрешение наймодателя (местной администрации).
Документы на квартиру можно не подавать в миграционную службу или в МФЦ, поскольку регистрационная служба имеет полномочия самостоятельно запросить их в федеральной службе регистрации или в администрации в порядке межведомственного взаимодействия. Но на практике, лучше предоставить бумаги на жилье, чтобы не затягивать время процедуры прописки. Заявитель заинтересован в том, чтобы сократить до минимума срок подготовки результата государственной услуги. К тому, же возможны ситуации, когда служба Росреестра может приостановить выдачу необходимой информации или по ошибке ответить, что база данных не содержит необходимых сведений в отношении объекта недвижимости. Если документы на жилое помещение паспортной службой не будут получены, то регистрационный учет не будет произведен.
Все документы подаются в оригиналах. Но также нужно подготовить копии. Сотрудник во время приема бумаг проверит их подлинность и отдаст оригиналы заявителю, а копии с отметками приложит к заявлению.
Важно помнить, что отдается именно подлинник паспорта.
Сбор бумаг осуществляет ФМС, МФЦ (отделение «Мои документы») или паспортист управляющей организации (УК, ТСЖ и т.д.).
При подаче документов через паспортиста УК, ее работник проверяет подлинники бумаг, проверяет личности собственников (если квартира находится в частной собственности) либо прописанных граждан (если жилье муниципальное). После чего заявитель получает расписку, затем подготовленный комплект документов передается в миграционную службу, а заявителю сообщает срок выдачи паспорта с проставленным штампом о регистрации.
Бумаги для постановки на учет в квартире могут быть поданы как на личном приеме, так и с помощью интернет-портала Госуслуг (официальный государственный сайт). Но даже при подаче заявления посредством Госуслуг, заявителю потребуется прийти в отдел ФМС для того, чтобы подтвердить личность и поставить штамп в паспорте.
Процедура регистрации абсолютно бесплатна. Каких-либо госпошлин за осуществление постановки на учет с граждан РФ не берется. Если сотрудники УК или МФЦ устанавливают стоимость такой услуги, то это противоречит законодательным нормам.
Куда можно зарегистрироваться?
Согласно Закону РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” от 25.06.1993 N 5242-1, граждане имеют право на выбор места регистрации в пределах страны.
Прописку можно оформить в квартире в многоквартирном жилом доме, частном доме, комнате в коммунальной квартире или общежитии. Основным требованием для осуществления учета является получение согласия собственника или прописанных граждан.
Не допускается прописка в следующих объектах недвижимости:
- нежилых помещениях (торговых, офисных зданиях, складских помещениях и др.)
- аварийных домах (жилье признано ветхим либо аварийный и подлежит расселению и сносу);
- временных постройках и хоз. строениях (гаражах, сараях, банях и т.д.);
- постройках на садовых, огородных земельных участках. В них можно проживать, но без прописки;
- в квартире, находящейся в залоге у банка без его согласия (ипотечное жилье).
Для оформления регистрацию в садоводстве, предварительно требуется перевести дом в жилое помещение. В соответствии с законодательством, регистрацию можно оформить в доме, который подходит для постоянного (и зимой, и летом) проживания.
Где можно оформить?
Многие граждане задаются вопросом, как прописаться в новую квартиру. Для этого нужно просто подать заявление в МФЦ и вопрос решится в короткие сроки. В действительности способов встать на регистрационный учет в новой жилплощади несколько.
Подать документы на прописку можно несколькими способами:
- через МФЦ (отделение «Мои документы);
- с помощью миграционной службы;
- паспортный стол УК (ТСЖ или ЖСК);
- посредством интернет-портала Госуслуг (нужно будет завести личный кабинет на официальном сайте, ввести логин и пароль и заполнить форму).
Процедуру регистрации и ведение соответствующей базы данных выполняет ФМС. Многофункциональные центры или паспортные столы только принимают заявки и пересылают их в службу. После постановки на учет документы возвращаются в то место, где они подавались.
Срок процедуры постановки на учет
Время выполнения процедуры прописки по новому месту жительства составляет от 5 до 7 дней. Данный период не может увеличиваться, даже когда человек не снялся с учета со старого адреса.
Выписка выполняется сотрудниками ФМС одновременно с регистрацией. Таким образом, время снятия с учета будет длиться столько же, сколько и время прописки по новому месту проживания.
Если заявитель не приложит к заявлению правоустанавливающие документы на квартиру или документы, подтверждающие законность проживания, то период будет увеличен до 10 дней. Поскольку, иначе служба будет вынуждена запросить и самостоятельно в других государственных учреждениях.
В случае прописки через интернет, срок процедуры составляет от 3 дней. После подачи комплекта бумаг через официальный сайт государственных услуг, заявителю направляется уведомление о необходимости посещения отделения регистрационной службы в течение трёх дней. При себе нужно иметь паспорт. Непосредственно в день посещения совершается прописка.
По факту регистрации гражданин получит:
- паспорт с проставленным в нем штампом о регистрации (с 14 летнего возраста);
- свидетельство о регистрации (для малолетних детей – до 14 лет).
Сведения о постановке на учет хранятся в базе федеральной миграционной службы. Копии поданных бумаг также хранятся в ФМС.
Нюансы прописки в приватизированном жилье
Возможны 2 варианта регистрации в приватизированной квартире:
- Прописка лиц, не являющегося собственником. Для чего необходимо письменное согласие всех собственников. Получение разрешения прописанных в приватизированной квартире граждан, которые не являются собственниками, получать не нужно;
- Прописка самого владельца жилья. В такой ситуации каких-либо согласований не требуется. Если даже квартира в долевой собственности, то никто не может запретить ему на прописку в своей жилплощади.
Следует знать, что в ходе регистрации в приватизированную квартиру требования о нормах жилищной площади на 1 человека не применяются. В жилье можно зарегистрировать любое количество лиц. Но нужно учитывать, что за незаконную (фиктивную) прописку установлена ответственность. Если в квартире зарегистрировано огромное количество граждан (так называемые «резиновые квартиры»), то нарушители миграционных правил могут быть привлечены по суду к административному или уголовному наказанию.
При прохождении процедуры учета в квартиру, находящуюся в частной собственности, в паспортном столе или в МФЦ, должна быть обеспечена личная явка всех владельцев жилья, кроме несовершеннолетних лиц.
Обязательно ли регистрироваться в приобретенной квартире?
Прописываться в купленной квартире совсем не обязательно, данный вопрос зависит только от собственника.
Прописка в муниципальную квартиру
При регистрации в квартиру, принадлежащую муниципалитету, нужно личное присутствие прописанных в ней граждан, за исключением детей. Прописанные лица вправе выдать доверенность на одного из них. Также в нотариальном порядке можно заверить само заявление на регистрацию, как в отношении приватизированной квартиры.
Наймодатель, в лице органа местного самоуправления, выдает документ с подписью и печатью должностного лица.
Можно выделить два варианта регистрации в муниципальную квартиру.
Близкого родственника
В случае постанови на учет близкого родственника, нормативы жилой площади на 1-го человека не действуют, также, как и в отношении приватизированного жилья.
Постороннего лица
Прописка постороннего человека допустима, если:
- получено согласие всех прописанных лиц;
- получено согласование муниципалитета. Требуется предъявить договор социального найма, ордер или просто согласие в письменном виде.
- выполнение установленных нормативов жилой площади на 1 лицо.
Величина жилплощади на человека определяется на уровне регионального законодательства (например, в Московской обл. действует норма 18 кв. м. на человека).
Такую информацию можно получить в органе местного самоуправления или в Жилинспекции. Если в ходе учета обнаруживается несоблюдение норм учета жилплощади, то в прописке будет отказано. При расчете учитывается общая жилплощадь и число прописанных граждан, вне зависимости от факта проживания.
Разновидности учета
На законодательном уровне выделяются 2 вида прописок:
- Временная (по месту пребывания). Граждане обязаны встать на регистрационный учет, в случае проживания в другом регионе дольше 90 дней.
- Постоянная (по месту жительства).
Временная прописка может быть оформлена в съемной квартире, занимаемой на основании договора найма жилого помещения. Также местом пребывания может считаться нахождение в гостинице, санатории, турбазе, рекреационном учреждении и т.д.
Процедура оформления регистрации в таких учреждениях выполняется при участии администрации данных организаций. После истечения срока проживания в гостинице, физическое лицо выписывается в автоматическом порядке. Выписка по месту постоянного проживания не требуется.
Можно ли прописать ребенка к отцу смотрите по ссылке: как зарегистрировать ребенка к отцу.
Также выделяют виды регистрационного учета исходя из статуса лиц: граждане и иностранцы, взрослые и малолетние, военнослужащие, лица без гражданства и др.